Каждый шаг в области охраны труда должен быть документально подтвержден, это известная аксиома. Доказать проведение какого-либо мероприятия без соответствующих документов невозможно, тем более, если работодатель находится под проверкой трудовой инспекции. Учитывая, что ОТ является системой, то и локальные акты должны формироваться в виде определенного перечня.
Необходимые бумаги обычно разрабатывает работодатель, но как правило для этого существует специально обученный сотрудник. В среднем – 80% бумаг по безопасности составляются именно им.
Локальные акты организации определяются постоянством действия. Конечно, это не означает, что срок их использования бесконечен, так как у некоторых он ограничен временем выполнения какого-либо мероприятия. Например, положения локального приказа о проведении СОУТ действительны только до ее окончания.
Есть внутренние акты, которые работают до вступления в силу новых требований закона. Например, инструкция по ОТ функционирует пока не поменяются правила, из требований которых она состоит.
Локальные акты не должны противоречить законодательным положениям. Если на предприятии есть коллективный договор, то его условия не могут ухудшаться требованиями внутренней документации. За соблюдением этих требований имеет право следить профком. Каждый акт по безопасной работе визируется особым мнением его председателя.
Работодатель обязан ознакомить работников практически со всеми локальными актами под подпись. Способов проводить эту процедуру достаточное количество. Можно к каждому из них прикладывать лист ознакомления или завести специальный журнал.
Оформление локального нормативного документа
Каждый внутренний документ компании проходит несколько стадий прежде, чем он будет станет доступен для использования. К ним относят:
- разработку;
- согласование;
- утверждение.
Разработкой занимается специалист либо специальный отдел. Важно, чтобы направление, которое будет курировать разрабатываемый документ, совпадало с профилем его создателя. Например, правила внутреннего трудового распорядка, как правило разрабатывают специалисты по кадрам. Положение об оплате работы выходит из-под пера экономистов. Менять местами разработчиков нецелесообразно.
Согласование акта связано с выражением экспертного мнения конкретных старших, ведущих или главных специалистов. Каждый из них ставит свою подпись в листе согласования, тем самым подтверждают правильность составления документа. Утверждающую подпись ставит руководитель организации, либо один из его заместителей с правом первой подписи. После этого он считается пригодным для юридической эксплуатации.
Пример создания инструкции по охране труда
Разработчиками инструкций обычно выступают непосредственные руководители. Их задача – учесть все нюансы безопасного выполнения работ подчиненными.
Далее созданная инструкция направляется на согласование к СОТу и председателю профкома (если он есть). В качестве остальных специалистов могут привлекаться юристы, кадровики, бухгалтера, инженеры и др.
После уже эта важная бумага попадает на стол к руководителю организации. Утверждается инструкция дополнительным приказом, что юридически сильнее, чем просто виза работодателя в правом верхнем углу титульного листа.
По завершению ее нужно передать на ознакомление сотрудникам. Для этого проводится внеплановый инструктаж. После него работник должен расписаться в журнале и листе ознакомления с ней.
Примерный типовой перечень локальных нормативных актов
Независимо от вида деятельности организации перечень обязательной внутренней документации остается неизменным. Как минимум, его нельзя уменьшить, а вот увеличить вполне реально. Та же история происходит с актами по ОТ.
Итак, типовой минимальный перечень необходимых документов для безопасной работы включает в себя следующее:
- положение о системе управления ОТ;
- раздел «Охрана труда» в коллективном договоре (при наличии);
- стандарт о службе охраны труда/специалисте по ОТ;
- акты проверки состояния охраны труда;
- программа вводного инструктажа;
- инструкции по профессиям и видам работ;
- правила обучения по охране труда;
- порядок проведения специальной оценки;
- положение о расследовании несчастных случаев, профзаболеваний и рассмотрения причин возникновения микротравм;
- положение об управлении профессиональными рисками.
Дополнительно к вышеуказанным актам можно добавить приказы руководителя, формы актов, личные карточки учета, журналы и т.д.
Заключение
Комплект таких документов – юридическая защита работодателя от визитов инспектора ГИТ, в разрешении трудовых споров, а также при расследовании несчастного случая. В общем и целом, это главная причина необходимости в существовании локальной документации.